Ключ без замка: как быть с контрафактом?

0
23

Если в любой поисковик ввести слово «контрафакт», можно получить десятки страниц и сотни тысяч новостей на эту тему. В абсолютном большинстве из них говорится о серьезных и очень неприятных вещах: убытках, авариях, потере репутации и судебных разбирательствах.Лишь на рынке потребительских товаров эта доля достигает 9 % от оборота розничной торговли! И если более-менее понятно, кто виноват в этой ситуации, то что делать — до сих пор не очень ясно (однозначного решения просто не существует). Тем не менее все специалисты сходятся во мнении: контрафакт зло и нужно разрабатывать эффективные и актуальные методы борьбы с ним.

Закон есть закон

Юридически контрафактом является любой товар, изготовленный с нарушением прав интеллектуальной собственности. В состав этого понятия входят и некачественные подделки, не имеющие с оригинальным продуктом ничего общего, кроме украденного названия или маркировки, — фальсификаты. Собственно, они и представляют наибольшую опасность как для покупателей, так и для компаний – владельцев настоящего товарного знака.

«Контрафакт — огромная для нас проблема, — говорит Януш Кулета, генеральный директор компании EURO-LOCKS, ведущего европейского производителя запирающих систем. — Мы оцениваем объем подделок замков в 600 тыс. штук ежегодно, причем половина из них прямо копирует наши продукты и маркирована нашим брендом, принося до 300 тыс. евро прямого убытка! Но главная и основная проблема — репутационные потери: если продукция EURO-LOCKS гарантированно соответствует заявленным характеристикам, то “пиратские” копии — однозначно нет».

К сожалению, бороться с контрафактом очень сложно, несмотря на достаточно проработанную нормативную базу, которая непрерывно совершенствуется, и усилия исполнительной власти. Так, относительно недавно, в январе 2015 года, вышел указ президента «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», которым была создана одноименная государственная комиссия, призванная координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этом вопросе. Однако выгода от продажи подделок (например, торговля поддельными часами и парфюмом может приносить до 1000 % прибыли) и простота их распространения (глобальные интернет-площадки, CPA-сети, «серая торговля» на рынках, мелких торговых точках и т. д.) пока опережают правоохранителей. Поэтому принцип «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» продолжает главенствовать, хотя и с разной степенью эффективности.